ЛЕЗГИНЫ

       Самоназвание ЛЕЗГИН — лезги (ед. ч.) и лезгияр (мн. ч.). Термин «лезгин» в нынешнем его значении — поздний. Еще в XIX в. Лезгинами называли всех горцев нагорного Дагестана.

        Лезгины в наши дни компактно проживают в Южном Дагестане в Курахском, Сулейман-Стальском, Магарамкентском, Ахтынском, Докузпаринском, частично Дербентском, Рутульском, Хивском, Хасавюртовском, Кизлярском районах.

   В пределах Азербайджана лезгины компактно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Исмаиллинском, Куткашенском и Кунахкентском районах. Соседями лезгин в местах компактного проживания на севере являются агулы, табасаранцы, на западе — рутульцы, цахуры, азербайджанцы, на юге — азербайджанцы, на востоке территорию лезгин омывает Каспийское море. Лезгины говорят на лезгинском языке, относящемся к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской группы северокавказской семьи языков. Он делится на три группы диалектов: кюринский, кубинский, самурский, и множество говоров внутри этих диалектов (ахтынский, докузпаринский, курушский, гельхенский, гильярский, яркинский и др.).

         Основными направлениями хозяйства у лезгин на низменности и в предгорье были земледелие и садоводство, в горах — скотоводство и земледелие, в горных долинах — земледелие, скотоводство и садоводство.

      У лезгин издавна существовало высокоразвитое ремесленное производство. Довольно широко было распространено, особенно в предгорной зоне, где имелись в изобилии различные ценные породы леса, производство деревянных изделий (ткацкие и ковровые станки, детские люльки, лари для зерна, сундуки, плуги и рала, деревянные лопаты, молотильные доски, ложки и прочая домашняя утварь и т.д.). Некоторые из названных предметов (люльки, домашняя утварь и др.), а также наличники окон и дверей, капители колонн интерьера и балконов, консоли карнизов и др. украшалось резьбой — в виде плетенки, розеток, солярных знаков, растительных и геометрических узоров.

     Распространены были обработка кожи (для изготовления обуви, головных уборов, шуб и пр.), изготовление войлока и различных изделий из него (головных уборов, обуви, чабанских накидок, подстилок для пола и др.). Особое развитие получили ковроделие и сукноделие. Изделия лезгинских ковровщиц не раз выставлялись на всемирных выставках в Нью-Йорке, Париже и прочих городах Европы.

     Развито было также керамическое производство (изготовление тарелок, кувшинов для сбивания масла и хранения воды и т.д.), металлообработка, плотницкое дело, камнерезное искусство и т.д. Шедевры лезгинских умельцев — каменщиков — яркие свидетельства архитектурных достижений народа в прошлом.

           Немногие изделия из дерева, которые продолжают производить лезгины, — это музыкальные инструменты (зурна и барабан), деревянные лопаты для веяния зерна, прялки, черенки для лопат, детские люльки, деревянные части домов (окна, двери и пр.), утварь для выпечки хлеба (низкий столик для раскатки хлеба — курпйун, дощечка для перекладывания хлеба со столика в печь — «фирджин», каталка — «к’1’ар» и др.). Появление доступных транспортных путей и применение машинной техники привели к значительному сокращению, а в низменных районах почти полному исчезновению широко распространенных в прошлом саней-волокуш, арб, фургонов. В низменной зоне тракторы, бороны, молотилки, комбайны и иные сельскохозяйственные машины почти полностью заменили горское рало — «туърез», плуг — «куътен», молотильные доски — «ругунар» и др.

       В то же время некоторые виды народных промыслов не только не исчезли, но, наоборот, получили дальнейшее развитие. Это, прежде всего, относится к ковроделию — изготовлению ковров, сумахов и вязанию узорных шерстяных носков, тапочек, варежек, свитеров и пр. Хотя и здесь, т.е. в практике ковроделия, произошли некоторые изменения. Так, вместо весьма распространенных у лезгин вплоть до 50-х гг. XX в. растительных красок (марена, кожура орехов, лук, различные травы), которые давали прочную и красивую естественную цветовую гамму, лезгины, особенно в низменных районах области, стали применять легкодоступные анилиновые красители. Новым в ковроткачестве является и изготовление ковровых дорожек, различных ковриков для стульев, кресел и т.д. Наблюдается и некоторая склонность к натурализму и эклектичности (выполненные с фотографической точностью изображения роз, листьев и другого в коврах), совмещение в ковровых изделиях традиционного стилизованного орнамента с натуральными изображениями цветов, птиц и даже человека. Но это единичные случаи. В основном лезгинские ковры сохраняют традиционный орнамент и самобытную красоту.

     Одежда лезгин в прошлом имела много общего с одеждой других народов Дагестана. Мужская одежда состояла из нательной рубахи, штанов на вздержке из домотканого сукна, бешмета, черкески. Головным убором служили овчинные папахи, а обувью — сыромятные чарыки, сапоги на мягкой подошве и др. Теплая одежда включала овчинные шубы, которые у лезгин бытовали в двух вариантах — длинная до пят шуба с ложными рукавами и большим воротником, мехом наружу, — «кавал», и шуба, длиной до щиколоток, тоже с воротником, но меньших размеров, рукава длинные, до кисти руки: овчинные куртки, доходящие до колен. Женская одежда состояла из платья, доходящего до пят, сшитого из домотканого сукна, длинных штанов, из материалов темных расцветок, головного платка и чухто — специального головного убора, состоящего из чепца и мешочка для волос, известного всем народам Дагестана. Обувью служили узорные вязаные носки, чарыки из сыромятной кожи. Теплая одежда состояла из овчинных шуб и курток, овчинных или матерчатых безрукавок и т.д.

        Специальной ритуальной одежды лезгины не имели. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых — она была ее уменьшенной копией. Обязательным компонентом одежды всех половозрастных групп являлись различные украшения. Так, составной частью мужского костюма в прошлом были кинжал и пояс, орнаментированные серебром и чернью, женской одежды — различные подвески, монеты, браслеты, серьги, кольца и др. из серебра и золота, детской одежды — различные бусы, амулеты и пр.

       Пища лезгин отличалась большим разнообразием блюд. Основой питания служили хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах, — «хьаре», «тондыре», «садже». Из мучных блюд наибольшей популярностью пользовался хинкал — галушки с мясом или без него, но обязательно с подливой из простокваши и чеснока. Из мясных блюд наибольшее распространение имела шурпа (мясной суп). Излюбленными блюдами лезгин были голубцы, шашлык, гуляш и т.д. Мясо применяли как в свежем, так и сушеном виде. Из напитков наибольшее распространение имел тIач» — слабокислый напиток, изготовляемый из проросших зерен пшеницы, предварительно высушенных и перемолотых на ручных жерновах. Ритуальной едой служили: «гитI — сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки с добавлением молока и зажарки из масла и лука; «исида» – халва из пшеничной муки, масла и сахара; «хашил» — густая мучная каша, которую ели с маслом и сахаром, иногда и с «дуьиаб» — патокой из ягод тутовника. Значительное место в рационе блюд у лезгин занимали молоко и молочные продукты. Молоко употребляли в свежем виде, из него готовили простоквашу (къатух), сливки (къаймак), из которых сбивали масло. Жидкость, оставшуюся после сбивания масла (тугъ), широко применяли как прохладительный напиток, так как он приятен на вкус и хорошо утоляет жажду. Молоко, оставшееся после снятия сливок, шло на изготовление сыра (ниш). Сыр готовили также и из неснятого молока.

       Большое место в рационе блюд отводилось различным пирогам с начинкой из съедобных трав, мяса, картошки и т.д. Излюбленными блюдами лезгин являлись плов с мясом и кишмишем (особый сорт сушеного винограда), а также голубцы и долма из мяса и виноградных листьев. Готовили также различные каши из пшеничной крупы и куриного мяса и т.д.

       Особое место в быту лезгин занимало устное народное творчество, отличавшееся богатством и разнообразием художественно-изобразительных средств. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы о судьбах Родины. Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Весьма колоритен образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа. К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» («Каменный юноша»), «Бахтавар» («Счастливый»). «Ашукьдин къуват» («Сила ашуга») и др.

       В устном народном творчестве лезгин представлены и сказки, в которых, как и в сказках всех народов, доминирует вымысел, воплощены чаяния народа о борьбе и справедливости: «Гьуьлуьн руш» («Морская дева»), «Гьуьлуьн шив» («Морской конь»), «Пачагь кьабулай кесиб» («Бедняк, принявший царя»), «Акьул ва бахт» («Ум и счастье») и др. Большое место в устном народном творчестве лезгин занимают пословицы и поговорки — афористически сжатые изречения с поучительным смыслом, основанным на жизненном опыте или каких-то правилах общественного бытия: «Вуч цайт1а, гьам экъеч1да» («Что посеешь, то и пожнешь»), «Ламраз пурар ягъунал, адакай шив жедач» («Оттого, что положишь на осла седло, он не станет конем») и др.

      Лезгины создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. В наше время широко известно имя родоначальника дагестанской профессиональной музыки Г. Гасанова. Весьма популярны композиторы Г. Мурсалов, А. Мехман, П. Кебиров и многие другие.

         Огромный вклад в музыкальную культуру Дагестана внесли профессиональные композиторы Г. Гасанов, 3. Гаджиев, самодеятельный композитор Г. Мурсалов и др.

        Среди народов Южного Дагестана весьма популярны лезгинские музыкальные ансамбли «Шахдаг», «Самур». Почти при всех домах культуры в лезгинских районах функционируют коллективы художественной самодеятельности, которые, разъезжая по селениям, знакомят зрителя с достижениями в области театрального искусства, проводят большую работу по пропаганде достижений культуры своего народа. При домах культуры функционируют также кружки по интересам, участником которых может стать любой желающий сельский житель.